Обладнання для мастильно-заправних робіт
04.11.2015 20:06
Класифікація обладнання
З метою мінімізації часу проведення мастильно-заправних робіт, зручності їх виконання, контролю за витратою мастильних та інших рідких заправних матеріалів, дотримання норм пожежної, санітарної та екологічної безпек, на ринку представлена широка гама обладнання відповідного функціонального призначення, здатного задовольнити запити власників та фахівців СТО.
Обладнання для мастильно-заправних робіт підрозділяється на стаціонарне і пересувне. Подачу масла (рідин) забезпечують нагнітальні пристрої, що приводяться в дію електроенергією або стисненим повітрям. Деякі моделі мають ручний привід. p> На спеціалізованих постах по мастилі і заправки (дозаправки) автомобілів доцільне застосування стаціонарних універсальних механізованих установок. У більшості випадків вони мають панель, що містить кілька барабанів з самонамативающіміся шлангами і роздатковими наконечниками (кранами) для моторного масла, трансмісійних масел, пластичної мастила, води, стисненого повітря. Масла і мастила надходять в роздавальні шланги за допомогою пневматичних насосів, встановлених в резервуарах - стандартних бочках, в яких масла й змащення доставляють на АТП. При подачі рідких олій забезпечується тиск до 0,8 МПа, при подачі пластичної мастила - 25-40 МПа. Необхідність такого високого тиску викликана тим, що при несистематичної мастилі вузлів тертя, наприклад шкворневого з'єднання, продукти зносу забивають підвідні канали. У деяких випадках доводиться застосовувати ручні В«пробійникиВ» - пристосування, тиск в яких створюється парою: циліндр з різьбовим каналом, заповнюваним мастилом, і вворачівая в нього різьбовий шток. Крім настінного варіанту, установка може бути підлогового або стельового розташування. Деякі моделі мають лічильники витрати масел. Є окремі установки для одного конкретного виду мастила. Для моторного масла бувають моделі, що дозволяють його розігріти. Для пластичних мастил випускають нагнітачі, що мають індивідуальний привід. Основні відмінності різних моделей установок одного призначення складаються в конструкції подають насосів і резервуарів для масла (мастила).
Для заправки, прокачування або заміни робочої рідини приводу гідравлічних гальм випускаються пристосування, представляють собою бак на кілька літрів, з якого гальмівна рідина під дією стисненого повітря (0,3 МПа) через роздавальний шланг і різьбовий штуцер подається в головний гальмівний циліндр. З таким пристосуванням заміну гальмівної рідини або прокачування системи може проводити один виконавець. Деякі пристосування цього типу дозволяють перевіряти якість гальмівної рідини.1 – резервуар; 2 – фильтр грубой очистки; 3 – насос; 4 – предохранительный клапан; 5 – обратный клапан; 6 – воздушно-гидравлический аккумулятор; 7 – манометр; 8 – фильтр тонкой очистки; 9 – расходометр; 10 – кран; 11 – раздаточный пистолет
Рисунок 4.22 – Гидравлическая схема маслораздаточной колонки
![](https://ok-t.ru/helpiksorg/baza3/43385518714.files/image363.jpg)
Рисунок 4.23 – Общий вид маслораздаточной колонки
Установки для раздачи трансмиссионных масел имеют примерно такую же гидравлическую и электрическую схемы. Они монтируются на стационарной емкости (150…200 литров) и включают электропривод погружного шестеренчатого насоса 5, который подает масло к двум раздаточным рукавам 14 (рис.4.24).
![](https://ok-t.ru/helpiksorg/baza3/43385518714.files/image365.gif)
1 – электродвигатель; 2 и 4 – муфты; 3 – приводной вал; 5 – насос; 6 – фильтр; 7 – блок клапанов; 8 – воздушно-гидравлический аккумулятор; 9 – реле давления; 10 – манометр; 11 – раздаточный ствол; 12 – отсечной клапан; 13 – запорный клапан; 14 – раздаточный рукав; 15 - маслопровод
Рисунок 4.24 – Установка для заправки трансмиссионным маслом
Для выравнивания давления масла в системе имеется воздушно-гидравлический аккумулятор 8. Реле давления настроено на минимальное и максимальное давление. При выходе за его пределы происходит соответственно включение или отключение элекропривода насоса. В период между включениями электродвигателя масло подается из аккумулятора за счет давления воздушной подушки на масло, поступившее в него при включенном приводе насоса. Для очистки масла установка имеет фильтр 6.
В небольших и средних АТП для раздачи пластичных смазок используют передвижные солидолонагнетатели. В их привод входят электродвигатель 7 и двухступенчатый редуктор 9, смонтированный в поддоне 10 (рис.4.25). При включении электродвигателя вторая ступень редуктора приводит во вращение шнек 3, который обеспечивает подачу пластичной смазки под небольшим давлением из бункера 2 к плунжерному насосу 5, приводимому в работу первой ступенью редуктора. Плунжерный насос увеличивает давление смазки, подаваемой к раздаточному пистолету до 15…20 МПа. Реле давления 6 отключает электропривод установки при превышении давления свыше 40 МПа.
![](https://ok-t.ru/helpiksorg/baza3/43385518714.files/image367.gif)
1 – плита; 2 – бункер; 3 – шнек; 4 – фильтр; 5 – плунжерный насос; 6 – реле давления; 7 – электродвигатель; 8 – напорный трубопровод; 9 – редуктор; 10 – поддон редуктора
Рисунок 4.25 – Схема передвижного солидолонагнетателя
Раздаточный пистолет подводит смазку непосредственно к пресс-масленкам узлов трения автомобиля (рис.4.26). При отпущенном рычаге 13 клапан 6 прижат пружиной 4 к седлу гильзы 8. В этом случае подачи смазки нет. При нажатии на рычаг клапан 6 смещается плунжером 12, и смазка от плунжерного подается через ствол 10 и смазывающую головку 11 к узлу трения через пресс-масленку. Для удобства работы, чтобы можно было свободно поворачивать раздаточный пистолет относительно напорного шланга, в месте их соединения установлен шарнир 1.
![](https://ok-t.ru/helpiksorg/baza3/43385518714.files/image369.gif)
1- шарнир; 2 – корпус; 3 – тыльник; 4 – пружина; 5 – гнездо клапана; 6 – клапан; 7 – распределительное кольцо; 8 – гильза; 9 – винт сброса давления; 10 – ствол; 11 – смазочная головка; 12 – плунжер; 13 – рычаг
Рисунок 4.26 – Схема раздаточного пистолета солидолонагнетателя
Для заправки гидравлического привода тормозов и удаления из него воздуха также могут использоваться специализированные установки. Они включают в себя бак емкостью до 10 литров, из которого тормозная жидкость под давлением воздуха 0,3…0,6 МПа через раздаточный шланг и резьбовой штуцер подается в главный тормозной цилиндр. Применение такой установки позволяет осуществлять замену тормозной жидкости и прокачку гидроцилиндра привода одним исполнителем.